- Для человека, который не любит холод, ты что-то зачастила на Севера!
- Ээээ…Байкал и Алтай южнее Москвы :)
- Да пофиг! Там зима, снег и мороз! И ты туда едешь!!!
Ну а куда еще?…В ноябре, выбирая, куда податься на новогодние каникулы, я пыталась выбрать между А-финами и А-лтаем. Но А-эрофлот бессовестно задрал цены на билеты (остальные перевозчики, прямо скажем, не сильно от него отстали), в результате чего у меня наступила А-мфибоидная А-сфиксия (жаба задушила, проще говоря) и тогда появился план Б – А-рхангельск. Зато я впервые за долгое время увидела, как у лучшей подруги красиво падает челюсть - после этого известия :) И что тут такого – не Оймякон, чай (кстати, туда тоже предлагали, но я решила, что это уже слишком круто).
День первый
Архангельск встретил несколько неожиданно – таксистом по имени Луис Альберто. Настоящим, из Уругвая. Много лет назад прекрасная русская женщина из Архангельска приехала в Уругвай чтобы встретиться с не менее прекрасной уругвайской актрисой Наталией Орейро. Удалось ей это или нет – мы не поняли, но зато она привезла с собой обратно в качестве трофея Луиса Альберто. Он еще не в полной мере осознал свое счастье, периодически пытается сбежать на родину, но всегда возвращается, причем зимой.
Под эту сериальную историю мы и доехали до отеля, откуда после обеда и небольшого отдыха отправились обозревать окрестности. К юго-востоку от города, вверх по течению Северной Двины находится музей под открытым небом «Малые Корелы». Знакомство с ним мы начали с местечка с забавным названием Лявля (от реки). Оно примечательно тем, что здесь находится древнейшая (из точно задокументированных) деревянная церковь в России. Она датируется концом 16 века, но, естественно, «возраст церкви не равен возрасту ее бревен» :). Рядом с ней есть еще одна церквушка, уже каменная – на 200 лет моложе. Вроде обе действующие, но от случая к случаю. От церквей открывается прекрасная панорама окрестностей, правда в это время года она представляет собой белое безмолвие :)
Впечатлившись древностями, пейзажем и пронизывающим ветром с Двины, мы направились в основной музей. Там нас встретила очень милая экскурсовод, которая изо всех сил старалась рассказать и показать нам побольше всякого интересного, но при этом не заморозить насмерть. Снег, сумерки и фонари добавляли колорита ее рассказам и создавали ощущение народной сказки (Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, синяя?). Несмотря на холод, очень хотелось погулять еще – мы обошли только один сектор, а соединялись они очень живописными мостиками и лесенками, но, уже совсем стемнело и музей закрывался.
Когда мы вернулись в Архангельск, время было еще довольно раннее, и Карина (наша гид) – предложила прогуляться по вечернему городу. Наш отель находился буквально в двух шагах от местного «Арбата» - проспекта Чумбарова-Лучинского (местные зовут ее просто Чумбаровкой). Это часть исторического центра города, «дух» старого Архангельска. 2-3 этажные дома деревянные (некоторые, к сожалению, покрыты сайдингом, и исторический колорит теряется), практически возле каждого стоит какая-нибудь симпатичная скульптурка – герои произведений местных писателей, собирательный образ хранительницы очага…К обычному городскому освещению добавлены симпатичные светящиеся снеговики и гирлянды.
На главной городской площади украшения напоминают московские – те же шатры из фонариков на елке и всякие контурные олени и кареты. Недалеко парк с инсталляциями в духе китайских фонариков, почему-то преимущественно из грибов и насекомых. Грибы еще как-то можно объяснить (довольно банально, впрочем), а на гигантских пауков и муравьев фантазии не хватает.
Постепенно мы догуляли до набережной Двины. Здесь тоже попадаются симпатичные памятники (в т.ч. Петру Первому) и дома с красивыми фасадами (уже каменные). Через реку куда-то в ночь (на остров Кего) уходит ряд фонариков – ледовая переправа. Карина пообещала, что мы обязательно по ней прогуляемся в один из следующих вечеров. Но не сейчас – ветрище с реки продувает насквозь и намекает, что пора возвращаться в отель, к теплой кроватке :)
День второй
На следующий день мы выехали на экскурсию в Северодвинск. В начале мы ненадолго заехали в село Заостровье, где сохранился еще один очень древний деревянный Преображенский храм (17век) – и вроде бы тоже иногда действующий. Немножко странная архитектура – очень вытянутый наверх прямой сруб, увенчанный девятью куполами. Приглашенная экскурсовод почему-то сказала – по числу апостолов. Много думали – то ли обсчитались при строительстве, и еще три купола не влезло, то ли кого-то здесь не уважали. Рядом белоснежный каменный храм с голубыми куполами и шатром колокольни, открытый. На ступеньках караулит немногочисленных прихожан здоровое рыжее котище (оно не толстое, просто кость широкая и пушистая) в ожидании подношения. Позднее к нему присоединяется еще более здоровое черное – загонять еду проще вдвоем. Пытались уехать с нами. Чтобы не нарушать экологию и не изымать животных из привычной среды обитания – откупились от них пирожком с сосиской.
Остров Ягры – часть Северодвинска. Более 450 лет назад сюда пришел английский корабль «Эдуард Бонавентура», единственный уцелевший из экспедиции (два других корабля потерялись в шторм, через год их нашли замерзшими во льдах где-то в районе нынешнего Мурманска). Англичане уже тогда пытались пройти Северным морским путем, и поморы им до какого-то этапа пути активно помогали (английские корабли, да и моряки тоже, были плохо приспособлены для настолько северных вод), а потом отговорили соваться дальше. В честь тех событий на набережной установлен небольшой памятный знак. Экскурсовод рассказала, что англичане назвали остров розовым – тут росло огромное количество шиповника. Мы с интересом оглянулись – но, как нетрудно догадаться, с розовым вышла неувязочка, не сезон… С набережной открывался вид в бескрайнее белое и серое поля. В это время года серое сверху :) Где-то далеко-далеко угадывались силуэты кораблей. Отличное место для фотосессии «Мама, я на море!».
В другой части острова очень красивый сосновый бор, среди которого расположен мемориальный комплекс из нескольких частей – памяти павших в Великой Отечественной войне, погибшим в других конфликтах, ликвидаторам ЧАЭС, подводникам и всем тем, кто не вернулся… В конце сосновой аллеи Скорбящая Родина-Мать склоняет голову над братской могилой. Пронзительно, торжественно, умиротворяюще…Снег, сосны, тишина…
После Ягров мы вернулись в материковую часть Северодвинска. Гид показала нам его историческую часть, где до сих пор сохранились бараки, с которых город и начинался (и несколько шокировала нас сообщением, что в некоторых до сих пор живут люди). Одно из любимых мест отдыха горожан – парк культуры. Экскурсовод ностальгически вздохнула, что в ее детстве парк был настолько крут, что она с подругами приезжала сюда из Архангельска, сбегая с уроков, а сейчас убрали все старые аттракционы и осталось одно «современное искусство». И почему-то опять гигантские муравьи :)
В самом конце экскурсии мы попали в местный краеведческий музей на лекцию о подводных лодках (все-таки это главное, чем известен Северодвинск). Очень активная и зажигательная хранительница рассказала, как работает завод, как собирают АПЛ, из чего они состоят и т.д, и т.п. Единственному в нашей группе джентльмену дали нажать пару кнопок, имитируя погружение, подъем перископа и другие процессы (это все на моделях показывалось). Честно говоря, после экскурсии даже возник вопрос – а выпустят ли нас теперь за границу :)
Вечером, после обеда и отдыха, мы отправились на обещанную переправу через Двину. В местных СМИ ее торжественно называют экотропой, хотя правильнее ее было бы назвать дорогой жизни. Мостов через Двину очень мало, на Кегостров его нет, и местные жители зимой ходят в школы\на работы по льду, летом перемещаются на паромах, а в периоды ледохода\ледостава берут отпуска. От набережной Архангельска до острова по тропе минут 40 быстрым шагом (медленно идти совсем не хочется – очень сильный ветер), примерно посередине находится пункт МЧС (собственно, только до него мы и дошли, до самого острова было лень). Дело в том, что Двина – важная судоходная артерия круглый год, и практический каждый день каким-то судам нужно пройти. Поэтому почти ежедневно по реке проходит ледокол. Когда Карина нам это рассказала, было несколько трудно совместить понятия «ледокол» и «пешая переправа» в одно целое. Тем не менее, местные справляются. Лед очень толстый и прочный, ледокол прокладывает «колею» шириной около 10 метров в одном и том же месте (рядом как раз и стоит МЧС), и она схватывается довольно быстро, после того, как он проходит. Разбитый лед закрывается деревянными мостками, и переправа работает. Перед новым рейсом ледокола мостки убирают, цикл повторяется – на все про все примерно 1,5 часа (раньше, бывало, в Долгопрудном на переезде столько можно было простоять :)) Поэтому обычно ледокол идет днем, чтобы не мешать рабочим людям. Ради интереса мы по мосткам туда-сюда прогулялись – скажем прямо, неприятно. Но, наверное, местные привыкли. Зато идти обратно было гораздо приятнее – не куда-то в безбрежную тьму, а на яркие огни города. Пейзаж с воды всегда прекрасен, даже если вода твердая :)
День третий
Третий день поездки оказался самым интересным, а место, куда мы ехали – одним из самых труднодоступных, где я оказывалась. Изначально планировалась поездка на вездеходах, но то ли с ними не смогли договориться, то ли решили, что и так проедем, так что нашим транспортом были обычные джипы. Где-то через полчаса после выезда из Архангельска наши машины свернули куда-то в лес. Очень жалею, что ни разу не попросила остановиться для фото – мы ехали через настоящую снежную сказку: укутанные белыми одеялами деревья, огромные шапки на пнях…На мое удивление – как в такой глуши сделали такую классную дорогу - водитель ответил, что на самом деле дороги нет. Мы ехали по зимнику – часть пути пробегала по болотам, пару раз (по крайней мере, из того что я видела) прямо по льду переезжали речки. Но он был довольно широкий, местами по обочинам стояли длинные вереницы машин (по впечатлениям спутников – как в выходные в Меге), все с прицепами – любители подледного лова выехали на охоту. Я кивнула водителю на прицепы: неужели они все такие оптимисты и собираются наловить СТОЛЬКО? Он рассмеялся – это не для рыбы, а для снегоходов или, как их тут называют, мотособак (в чем между ними разница, я уже забыла). От дороги до речки довольно большое расстояние по лесу, и тащить на себе через сугробы все необходимые для рыбалки бебехи желающих мало.
Дорога до Патракеевки заняла где-то полтора часа. Мы вылезли из машины и огляделись. В бело-сером безмолвии на краю леса разбросаны домики, в основном, деревянные, разной степени ухоженности, но по дымкам из труб понятно – жизнь есть. Первая мысль – а нафига мы сюда приехали? Примерно такая же мысль плещется в глазах крайне немногочисленных встреченных местных жителей – сразу после «Охренеть, люди, приезжие!». Нам нужно было дождаться основную экскурсионную группу, к которой мы должны были присоединиться. Пока ждем, решили прогуляться по деревне. Из одного из домов с противоположного берега реки выбежали дети. Если честно, я невольно ожидала что-то вроде с иллюстраций к книжке «Филипок» или стихам Некрасова, но они были в ярких пуховиках и с вполне современными «ватрушками». Диссонанс, однако.
Наконец-то доехала основная группа, и мы вместе со всеми отправились в соседнюю деревню Верховье. Надо сказать, что на Севере (может и еще где) есть такое понятие, как «куст деревень» - несколько мелких объединяются в единое образование. Поэтому, с одной стороны, это все Патракеевка, а с другой самостоятельные – Кушкушара, Верховье, Горка, Козлы и т.д. Верховье известно (узким кругам) тем, что стоит самый большой храм под открытым небом. Под открытым – потому что был частично разрушен, и купола у него не было. Сейчас купол восстановили, но до конца полной реставрации еще очень далеко.
Когда-то Патракеевка была известна как «Родина капитанов» - местная речка Мудьюга, впадающая в Белое море, когда-то была вполне себе судоходной артерией. Здесь местные жители строили шхуны и торговали с Норвегией и Англией, причем владеть судами и командовать ими могли не только мужчины, но и женщины. В особых способностях поморов ходить по морю и так никто не сомневался, а во второй половине 19го века здесь открылось довольно серьезное мореходное училище, многие из выпускников которого потом стали довольно известными моряками и капитанами. Училище закрылось во время 1й мировой войны, а потом и река изменила русло и перестала быть судоходной. Но память о былых временах собрана в маленьком школьном музее, и с гордостью передается всем его посетителям. Мне особенно понравилась байка о том, как один купец жаловался другому на нерадивого 8-летнего ученика – «совсем глупый попался, всего два языка выучил»…
Кульминацией экскурсией была поездка на снегоходах, точнее в санях за ними…Много на чем я каталась, но чтобы в «ящиках для картошки» - такого еще не было :))) По руслу Мудьюги нас провезли довольно далеко, кто-то потом говорил, что до моря всего 2 км не доехали. Но в конечной точке уже были хорошо видны проталины, и дальше ехать уже было опасно, так что остудив моторы и дав отдохнуть большому шерстяному собакену, который увязался за нами, мы повернули назад. Дорога обратно частично была по берегу, который был значительно более бугристый, чем река. Поэтому мы набили изрядно синяков об борта нашего транспортного средства, а в одном месте я из него чуть не вывалилась. Рашен экстрим, как он есть :) зато есть что вспомнить :)
День четвертый
Поздно вечером, когда мы уже ложились спать, в чат группы прилетело сообщение от Карины: есть ли желающие «охотиться на ледокол»? Она прогуливалась по набережной, увидела выходящих из порта людей и узнала, что ледокол должен выйти утром, примерно в 8-9 часов. Чатик взбурлил. «Это же еще темно будет…И холодно….И ветер… И страшно (гы-гы-гы :)))))….Конечно, пойдем!»
После раннего завтрака мы погрузились в такси и помчались к переправе. Двина, как и ожидалось, встретила нас холодом и ветром, а еще двумя мужиками, то ли чинившими, то ли ломавшими мотосани. Мы вгляделись в серо-синюю тьму, потом в предложенных мирозданием мужиков – а что, господа, ледокол, не проходил еще? Господа махнули рукой – так вона же, как раз отчаливает. Вдали, действительно, от большого сгустка огоньков отделилась маленькая стайка и поползла к середине реки. Мы возликовали и бросились к переправе. Несмотря на мороз и ветер, холодно никому не было – все почти бежали. Однако примерно на половине пути мы остановились, заподозрив неладное. Огоньки ползли куда-то не туда. Вместо того, чтобы забирать в нашу сторону, они бодренько держали курс перпендикулярно набережной, преодолели середину реки и удалились за остров. Мы, мягко говоря, удивились. Кто-то высказал мнение, что может быть, это и не ледокол вовсе – но объяснить, что же за другая такая бандура может шастать по льду и не бояться под него уйти, не смог. Мимо нас проехали (все-таки чинили) давешние джентльмены, крикнув: «На другой фарватер ушел!». Это было как-то неожиданно и очень обидно – такой вариант развития событий вообще не предполагался. Мы все-таки дошли до пункта МЧС, вдруг там что-то знают. Но дежурный развел руками и сказал, что им сообщают о том, что ледокол пойдет мимо всего лишь за час, и когда «беглец» будет возвращаться, и каким путем – того ему неведомо.
Разочарованные мы повернули обратно. Чтобы не делать большой круг и не мерзнуть зря, решили срезать и возвращаться не по официальной переправе, а по одной из протоптанных местными тропинок (судя по погоде – опасаться нам было совершенно нечего). Разочарование постепенно сошло на нет и забылось – мы шли навстречу заре, нежно-розовыми красками расцвечивающей небо. В районе порта клубился туман – колея, оставленная ледоколом, еще не успела замерзнуть, и из-за этого корабли и краны казались далеким таинственным сказочным городом.
Отогревшись после утренней охоты и сдав вещи в камеру хранения в отеле, мы отправились на обзорную экскурсию по городу. При дневном свете, к сожалению, город выглядит совсем не так волшебно, как ночью – большинству старинных зданий не помешала бы реставрация. Гид много рассказывала про дома местных купцов и их благотворительную деятельность, но это достаточно быстро вылетело из головы. Зато запомнился яркий солнечный свет и искрящийся снег – напоследок природа нас все-таки побаловала ясным небом. Так что смотреть на исторические фотографии совсем не хотелось – гораздо важнее было наснимать своих :) Пока я охотилась за воронами, сидящими на серебристых от инея березах, краем глаза уловила на Двине какое-то движение… По середине реки пыхтел ледокол! Правда, кто-то заявил, что это не тот, и вообще какой-то он мелкий, но это уже не имело значения - мы его все-таки поймали!
Заключительной частью экскурсии была поездка в Соломбалу – островной район Архангельска, более старый, чем сам город. Именно здесь строились первые корабли северного флота при Петре Первом и находилось Адмиралтейство до появления Петербурга. Соломбала – «город контрастов», в нем современные (почти) спальные районы соседствуют с деревянной застройкой. Аборигены ее еще в шутку называют «самой северной Венецией» – поселение стоит на нескольких островках, и летом по нему некоторые жители передвигаются на лодках, кроме того, иногда тут бывают очень сильные наводнения. Местная байка гласит, что жители Соломбалы ходили по земле многих европейских стран – здесь высыпали балласт корабли, заходившие в Двину. Конечно балластом была не земля, а камни, но ими до сих пор частично вымощена одна из улиц города. По Соломбале нас водил колоритнейший местный житель, историк и, внезапно, служитель одной из местных церквей, во дворе которой экскурсия и закончилась. Два часа пролетели незаметно, несмотря на довольно сильный мороз. А северное солнце напоследок нас порадовало световым столбом – жалко только, что к этому моменту фотоаппарат у меня промерз окончательно.
На этом и закончилось наше краткое знакомство с Архангельской землей (на самом деле, нет – был еще рынок с обалденнейшей рыбой, и есть мысль вернуться хотя бы ради нее :)). Карина активно соблазняла его продолжить – и поехать в другой раз по более дальним и неизведанным массовым туристом краям. Пока я не чувствую в себе достаточного безумия для этого предприятия, но как знать…:)
Программу на зиму 2022-2023 мы пока еще разрабатываем, но уже этой осенью можно отправиться с нами в туры по Архангельской области. Присоединяйтесь!
Автор фото и текста: Белла Бидерман.